Музыкальное направление Джаз: импровизация и хорошая игра

Джаз – музыкальное направление, возникшее в конце XIX начале ХХ веков на территории американского континента путем слияния африканской и европейской культур. История начинается с момента, когда в Америку из Африки стали повально завозить «черное золото», рабов. Все были выходцами из разных племен, со своими традициями, обрядами, песнопениями, языком.

Из синтеза этих различных культур и появились сначала рабочие песни, которые затем дали начало блюзу и регтайму. Впоследствии мелодии блюза и ритмы регтайма породили новое музыкальное направление – джаз.

Музыка импровизаций: появление жанра музыки

Джаз – музыка импровизаций. На фоне основной музыкальной темы несколько музыкантов самовыражаются путем импровизаций. Иногда можно услышать основное ведущее соло и «вокруг» него обыгрывание других музыкантов. Для традиционного новоарлеанского джаза характерна импровизация одной мелодии трубачом, кларнетистом, тромбонистом под аккомпанемент ударных и медного духового баса.

В начале 30-х годов ХХ века началась так называемая «эпоха свинга», который считается важным моментом в истории развития музыкального направления. Появляется новый тип оркестра – биг-бэнд. Он состоит из трех секций, каждая из которых может звучать, как единый инструмент: секция саксофонов, «медная» секция (трубы, тромбоны), ритмическая секция (гитара, фортепиано, контрабас, ударные).

Саксофон и тромбон играли солирующие роли. Ритмическая секция обеспечивала равномерную четырехдольную битовую пульсацию. В связи с увеличением числа музыкантов, ограничиваются возможности спонтанного импровизирования. Появляется аранжировка, записанная на ноты, а для импровизаций в партитуре оставляют свободные окна.

Сольная импровизация: мастерства личностей

В это время появляется сольная импровизация, в основе которой лежит «квадрат» («хорус»). Суть «квадрата» состоит в том, что на фоне аккордового сопровождения основной темы солист исполняет одну вариацию, равную теме по числу тактов, обыгрывая сопровождение новыми музыкальными оборотами. В отличие от блюзовых 12-ти тактов, появляется 32-тактовая песенная форма.

Для свинга характерен «рифф», ритмически гибкая двух-четырехтактная реплика, которую исполняет оркестр во время импровизации солиста. По мнению многих именитых исполнителей джаза того времени, (Бенни Картера, Луи Армстронга, Юджина Крупы, неправильно отделять свинг от джаза, потому что они дополняют друг друга.

К середине 30-х годов биг-бэнды занимают лидирующую позицию среди танцевальных направлений, и свинг становится коммерческой музыкой. Началось повальное увлечение свинговыми танцами. Идет активная запись пластинок, мелодии с которых звучат по всему миру.

Появление Бибопа: возрождение традиционного Джаза

В противовес коммерческому свингу, в джазе появляется новое направление – бибоп, основной целью которого является возрождение традиционных джазовых стилей. Вместо больших оркестров образуются малые ансамбли (комбо). Для бибопа характерны сложные импровизации и быстрый темп исполнения. Импровизации основаны на изменении гармонии, а не мелодии. Такой стиль игры ограждал ансамбли от непрофессионалов.

Таким образом, музыкальное направление джаз из коммерческой танцевальной музыки стал превращаться в музыку интеллектуальную и профессиональную. Массовый свинг сменился «музыкой для музыканта».

Кул-джаз: очередная вариация музыкального стиля

Период с конца 40-х и до середины 60-х годов ХХ века характеризуется развитием джаза в двух основных направлениях. Для стиля «кул» (прохладный) характерен менее яркий подход к импровизации, чем для бибопа. Кул-джаз эмоционально сдержан, на первый план выходят композиция, форма, гармония, добавляются инструменты симфонического оркестра.

Второе направление объединяет «хард-боп» (жесткий боп) и «соул-джаз» (душевный джаз). Оба эти стиля опираются на традиции блюза и бибопа. Главную роль играют импровизации и мастерство.

Джаз нашего времени продолжает развиваться, впитывая новые музыкальные технологии и смешиваясь с современными музыкальными направлениями. Главное для джазмена – возможность импровизировать. Пока есть импровизация, джаз будет жить!

Добавить комментарий

Top