Биография Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre): пионер электронной музыки

Synthpop

Жан-Мишель Андре Жарр (Jean Michel Andre Jarre) – французский композитор, исполнитель и продюсер, пионер электронной музыки. Известен нестандартным шоу с лазерами и фейерверками. Любовь прививалась с раннего возраста, играл в нескольких группах, где выработал нестандартный стиль и музыкальную подачу. Успех начался с дебютного альбома 1976 года Oxygène, который распродали в количестве 12 миллионов копий. Рекордное выступление дано в Москве, где пришло более 3,5 миллиона человек. К 2004 году продажи альбомов перевалили за отметку в 80 миллионов копий.

Начальное творчество и достижения музыканта

Начальное творчество и достижения музыканта

Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre) родился 24 августа 1948 году в Лионе. В возрасте 5 лет родители развелись, мальчик остался с матерью. Долгое время жил с бабушками. Дед играл на гобое, а также мастерил различные музыкальные инструменты. В юном возрасте у ребенка появился собственный аудиомикшер и первый магнитофон. Мишеля определили обучаться игре на фортепиано, чем последний часто противился. Любил посещать музыкальные постановки и пьесы. Также на становление повлияли работы Пьера Сулагеса (Pierre Soulages).

Из более современного творчества ему нравились творения Рэя Чарльза (Ray Charles), а самой любимой композицией стала Georgia on My Mind. Основной заработок состоял из продажи собственных квартир, которые выставлялись к местной галерее, также музыкант выступал с группой Mystère IV. Позже играл на гитаре в The Dustbins. Этот период отличался экспериментами, объединением различных инструментов. Особое влияние на дальнейшее развитие стало знакомство с модульным синтезатором Moog.

На кухне собственной квартиры исполнитель создает личную студию, где располагалось несколько инструментов и ленточная машина Revox. В качестве демозаписи записывается пятиминутная песня, которая нашла отклик. Коммерческий релиз именовался La Cage / Erosmachine, который отличался смешением гармони, ленточных эффектов и синтезаторов.

Пик популярности и достижения Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre) в 70-х

Пик популярности и достижения Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre) в 70-х

В 1971 году хореограф Норберт Шмуки (Norbert Schmucki) поручил начинающему исполнителю записать дорожки для балета. Позже количество клиентов увеличилось, музыку и тексты требовали другие артисты регионального рынка. Жарр написал композицию Les Granges Brûlées для Международного фестиваля магии, а также пишет дебютный альбом электронной музыки. Исполнитель совершенствовал собственные умения, которые вылились в издание следующего релиза Oxygène. Публикация готовилась в его домашней студии и состояла из шести дорожек.

Для записи применялись Eminent 310, Korg Minipops и рекордер Skally. Необычное эхо создавалось с использованием VCS3. Релиз оказался трудным для продажи, так как лейблы не желали заключать контракт и продвигать работу. Тем не менее музыканту удалось сотрудничать с Disques Motors. Первое издание выполнено в 50 тысяч копий, но уже через несколько месяцев продали 70 тысяч. Сегодня продано более 12 миллионов копий и считается самым продаваемым лонгплеем во Франции за все время.

Незамедлительно начинается творчество над Équinoxe, который появился уже в 1978. Релиз отличался от предыдущей работы, наблюдался бас и добавление классики. Альбом оказался меньшее влияние, но продажи оставались хорошими. Через год Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre) устанавливает рекорд, собирая 1 миллион зрителей под открытым небом. 40-минутное мероприятие удивляло лазерным шоу, использованием фейерверков. К концу десятилетия музыкант знакомиться с Фарнцуа Римбером (Francis Rimbert), с которым сотрудничал последующие периоды на постоянной основе.

Деятельность артиста в 80-е и выход на мировую сцену

Деятельность артиста в 80-е и выход на мировую сцену

К 1981 Oxygène и Équinoxe достигали пиковых продаж по всему миру – более 6 миллионов копий продано. Исполнителя начинают называть пионером электронного звучания, ему подражали и ставили нестандартные музыкальные эксперименты. Начинается дебютный зарубежный тур, в том числе по Китаю. Жарр стал первым, кто попал в эту страну по приглашению и исполнил несколько десятков концертов. Во время первого выступления начались технические проблемы. Аудитория также не была вовлечена, им не были интересны световые шоу, лазеры и музыка в целом. В 1982 появилась запись двухдискового LP с живыми выступлениями.

К 1983 появляется третий альбом, в котором появилась свежие композиции Zoolook, Diva и Blah Blah Café. Первая содержала фрагменты речи разных языков мира. Издание оказалось менее успешным, в том числе по продажам. В 1985 Мишеля приглашают в Техас на важное событие, после посещения этого города музыкант решился дать концерт. Через 2 месяца после выступления пишется лонгплей Rendez-Vous, который содержал переделанные треки прошлой публикации. Здесь использовались барочные звуки, применяется смесь тромбона, скрипки и валторна.

Планируется серия выступления, в том числе Rendez-vous Houston. Событие поразило масштабом, для реализации поставленной задачи применялось более 2 тысяч проектов, которые освещали здание. Концерт посетило 1,5 миллиона человек, что вошло в Книгу рекордов Гиннеса. К 1988 выпускается очередной альбом Revolutions. LP охватывал несколько жанров, в том числе индастриал. В этот период запланирован двухчасовой концерт, который должен был пройти в Лондоне, но власти отказали. Выступление состоялось на плавающей платформе, где специально построили большие экраны и огромный зеркальный шар.

Музыкант в 90-х: смена стилистики и очередные достижения

Деятельность музыканты в 90-х - смена стилистики и очередные достижения

В 1990 Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre) выпускает En Attendant Cousteau, материал для которого издавался под впечатлением достижений Жаком-Ивом Кусто (Jacques-Yves Cousteau). В Париже проводится очередной концерт, который оказался рекордным – сюда прибыло более 2 миллионов человек. К 1993 появляется релиз Chronologie, который ознаменовал возвращение к оригинальным корням. Здесь представлена традиционная коллекция инструментов, в том числе синтезаторы Kurzweil K2000 и Roland JD-800.

На основании лонгплея ставится серия спектаклей по всей Европе. Масштаб был меньшим, но шоу сопровождалось фурором. В 1994 появляется на открытии стадиона в Гонконге, где музыкант исполнил наиболее популярные хиты. К 1997 Жарр окончательно вернулся к аналоговым синтезаторам, чтобы посвятить композиции наставнику и другу Пьеру Шефферу (Pierre Schaeffer). Последний умер в 1995 году. В сентябре 1997 установил очередной рекорд, выступив на праздновании 850-летия Москвы. В итоге на мероприятие прибыло 3,5 миллиона человека. Появляется превью к очередному релизу.

В 2000 выходит первый вокальный альбом с цифровым звуком. Это стало символом отхода от старых традиций и использования современных технологий. К 2001 последовал еще один релиз Interior Music, но он не получил коммерческого признания. Через год выпускается сборник джазовых произведений на основе синтезатора Sessions 2000. Работа продвигалась выступлениями в Дании и других городах Европы.

Появление в 2000-х и расширение музыкальных направлений Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre)

Появление в 2000-х и расширение музыкальных направлений Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre)

В 2003 выпускается саундтрек к киноленте Жана-Роха, а в октябре 2004 исполнитель отправляется в очередной раз в Китай. К 2006 выступил с благотворительным концертом «Вода для жизни» от ЮНЕСКО. Представление прошло в марокканской Сахаре. Его сопровождало более 60 региональных артистов. В марте 2007 появляется альбом Téo & Téa, который полностью генерировался на компьютере. В работе прослеживается идея различных стадий любовных отношений. Подписывается контракт с EMI France, которая создает юбилейный бокс-сет. Издание содержало 3 бонусных трека.

Для поддержания творений проводится серия концертов, которые позже издавались в качестве живых лонгплеев. 2009 отличился туром по крытым аренам Европы, который завершился только в конце 2010. В июне его удостоили награды журнала Mojo. Май 2011 отличился выходом сборника Essentials & Rarities, которая стала последней с Disques Dreyfus. Издание включало треки, которые до этого не были опубликованы. Начинается масштабный тур по Монако, гастрольный график завершился только к 2013.

Весной 2015 появляется информация о свежем альбоме. Electronica 1: The Time Machine включало сотрудничество с множеством музыкантов. Издание попало на хорошие позиции в Британии, артист получил Грэмми в 2017. Вторая часть релиза появилась в 2016, здесь велось сотрудничество с Гэри Ньюманом (Gary Numan), Pet Shop Boys и другими. Появляется информация о деятельности над Oxygène 3, который посвящался 40-летию первого релиза. В мае 2017 Жарр впервые совершил поездку в США и Канаду, а в марте 2018 в Южной Америке. К сентябрю 2018 издается сборник Planet Jarre — 50 Years of Music, а в ноябре полноценный альбом Equinoxe Infinity.

Клипы Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Andre Jarre)

Дискография Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre)

Добавить комментарий