Глэм-рок (glam rock) – это стиль рок-музыки, который появился и развивался на территории Британии в 70-х годов. Особенностью представленного направления считается использование экстравагантных нарядов. Мужчины часто одевались девушками и наоборот. Особой популярностью пользовались туфли на платформе, макияж, прически. Музыкальная составляющая отличалась разнообразными влияниями. Часто применялись элементы рок-н-ролла, поп культуры и так далее. Отдельного внимания заслуживает арт-рок как часть культурного становления.
Большинство музыкантов отличались андрогинными чертами, часто играли нетрадиционные гендерные роли. Существовали подстили, которые в большей степени развивали понятие. Пик популярности приходится на 1971-1975. Первое появление в подобной стилистике присуждается фронтмену Марку Болану (Marc Bolan) из T. Rex. Он появился на Top of the Pops одетым в блестящий костюм из атласной ткани. Среди прочих ярких представителей следует выделить Roxy Music, Дэвид Боуи (David Bowie), Slade и другие. Некоторые артисты разделяли направленность, но фактически не относятся к движению. Сюда попадает Элтон Джон (Elton John), Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) из Queen. В Штатах движение было менее развитым, но подобные артисты присутствовали.
Характеристика стиля: модные движения 70-х
Glam rock следует рассматривать в качестве поджанра рок-музыки, который в большей степени подвержен стилистическому преображению артистов. Глэм-артисты всегда отрицали революционное преображение музыки 60-х годов. Наоборот они дополняли звучание, при этом соответствуя популярной культуре того времени. Некоторые искусствоведы часто указывают на придание музыки коммерческую воплощенность. Часто художники использовали влияние хард-рока, рок-н-ролла, использовали bubblegum pop. Это делало сцену максимально разнообразной и интересной.
Визуальная подача часто отличалась разнообразием. Использовался голливудский гламур 30-х годов, применялось кабаре, викторианские литературные символы, научно-фантастические задумки. Реже использовались герои из мифологии или оккультизма, чаще всего в этом случае музыка соотносилась с пост-панком или готическим роком. Для придания уникального внешнего вида использовался макияж, прически, ботинки на платформе. Глэм часто использовал сексуальностью и гендерной неоднозначностью.
История развития глэм рока (glam rock)
Глэм рок возник в конце 60-х годов и «родился» на фоне арт-рок сцены и психоделического рока. Это стало реакцией против классического исполнения песен и застоя на сцене. Первым кому присуждено отношение к поджанру считается Марк Болан (Marc Bolan). Последний в марте 1971 года появился на Top of the Pops на экстравагантном костюме. Его песня завоевала хорошие позиции в топе, что позволило продвигаться и другим артистам в этом направлении. Альбом группы T.Rex получил признание критиков и оказался в числе первых глэм-рок альбомов.
С конца 1971 года активизировался Дэвид Боуи (David Bowie), который создал собственного героя Зигги Стардаст. Интересная подача, прообразы далеких миров и песни способствовали этому. Как утверждал музыкант, он хотел относиться к этому движения и стать пионером. После появились и другие артисты, включая Mott the Hoople, Roxy Music, что повысило популярность артистов и стилистики в целом. В скором времени оно стало доминантой развития последующих явлений британской музыки.
Исполнение отличалось разнообразием. Некоторые артисты применяли более тяжелое звучание, другие сдвигали ориентиры в сторону поп-культуры. Среди более поздних последователей следует выделить Cheap Trick, Kiss, Bon Jovi. Несмотря на высокую ротацию и развитие в Британии, немногие музыканты смогли оказать серьезное влияние на американскую сцену. Единственным исполнителем с прорывом считается Боуи. Среди гламурных исполнителей выделяется Игги Поп (Iggy Pop) и Лу Рид (Lou Reed). Формирование панк-рока часто рассматривают в качестве реакции на glam rock.
Влияние на культуру и дальнейшее развитие glam rock
Достаточно часто глэм-рок относят сугубо к британскому культурному феномену. Хоть многие композиции звучат на различных спортивных состязаниях. Во второй половине 70-х годов популярность поджанра резко снизилась. Всего несколько артистов смогли сохранить подачу: Kiss, Quiet Riot, Mötley Crüe. Отдельного рассмотрения следует уделить движению new romantic, который также развивался в Британии. Он отличился более мягким звучанием и поддержанием гламурности.
Среди прочих музыкальных актов выделяется Bronski Beat, Culture Club, Frankie Goes to Hollywood. Панк-рок перенял перфомансные выступления, а также отдельные позиции по созданию музыки. Британское влияние оказал небольшое воздействие на страны Азии, особого внимания заслуживает Япония.